Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Читательская грамотность
|
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
|
Естественно-научная грамотность
|
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
|
Математическая грамотность
|
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
|
Финансовая грамотность
|
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
|
Креативное мышление
|
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
|
Глобальные компетенции
|
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения
|
Нормативные документы
Федеральный уровень
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"
Региональный уровень
Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 05.10.2021 "Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности"
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 23.06.2022г № 316-01-63-1565/22 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2022-2023 учебном году»
Приказ ГБОУ ДПО НИРО от 08.11.2022г №337 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2022-2023 учебном году»
Приказ министерства образования и науки Нижегородской области от 25.09.2023 № 316-0163-2616/23 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2023 — 2024 учебном году»
Муниципальный уровень
Приказ Управления образования администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области от 20.09.2022 №257 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Уренского муниципального округа в 2022 - 2023 уч.году»
Приказ Управления образования администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области от 19.10.2023 №345/1 «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Уренского муниципального округа в 2023 — 2024 учебном году»
Уровень образовательной организации
Приказ МБОУ «Б.Терсенская СОШ» от 20.09.2022 №122- од «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022 - 2023 уч.году»
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в 2022 - 2023 учебном году
Семинары по функциональной грамотности |